Тренировочные регаты Навигатора. Впечатления бывалого любителя.

regaty_tren_moskva (1)

Сказать по правде, в парусном спорте я далеко не первый год. И не первый десяток лет. То есть с самого детства. Тем не менее, к профессионалам себя не могу отнести по двум причинам: во-первых, профессионал после гонки деньги получает, а я – отдаю. Во-вторых, каждый сезон я заново вспоминаю, где какая оттяжка и как вязать беседочный узел. На небольших лодках вроде 470 и лазера я чувствую себя в гонке вполне уверенно. К катамаранам вроде Торнадо и Хобби Кэт за последние годы тоже как-то прикипела, привыкла лететь на одном баллоне и быть готовой к кувырку в любую секунду и на любом курсе. Но вот рулить большой лодкой в динамичной гонке на короткой дистанции мне до последнего времени не приходилось. Расслабленные турецкие и хорватские маршрутки (я не про яхту, а про дистанцию) – не в счет, там успеваешь на галсе неспешно выпить банку пива.

fotootchet-regata-yaht-kluba-navigator-(2)

Royal Yacht Club на Водном Стадионе встретил нас солнечной погодой и расслабленной атмосферой. Экипажи переодевались из офисной одежды в яхтенную, регистрировались и загружались в лодки. Beneteau Platu в эксплуатации неприхотливы и просты, мы быстро подготовили яхту – привязали грот, проверили брассы и вышли на предстартовую тренировку.

Первое впечатление при рулении – как будто управляешь пассажирским лайнером на взлете. Лодка инертная, тяжелая, рулить надо плавно, миллиметрами, чуть-чуть отклоняешь рулежку – в первую секунду ничего не происходит, а во вторую лодка тяжело и плавно всей своей массой ложится на курс.

regaty_tren_moskva (10)

В четверговой гонке «Навигатора» правила следующие: дистанция – две гонки по две петли, роли в экипаже распределяются на весь вечер, за рулем – не шкипер-инструктор, а ученик. Что это дает? Это хорошая тренировка и для команды, и для шкипера. Будущему рулевому просто необходим дельный совет и контроль опытного капитана-инструктора (как выбрать шкипера?), как, впрочем, и шкотовому, и пианисту, и баковому. И как можно научиться рулить в гонке, если за рулем шкипер-инструктор? Для опытного капитана такая расстановка сил – это возможность научиться общаться с командой, не используя рук. Руками его в гонке будет рулевой.

regaty_tren_moskva (4)

В нашем экипаже на руле в этот вечер была я, а шкипером был Павел Сысоев. Стартовали мы хорошо. С растравленными парусами подобрались к стартовой линии, отрезав противников от знака, за несколько секунд до старта добрали паруса и прошли линию старта третьими.

Наш шкипер со своими обязанностями (в отличии от экипажа, который совместными усилиями несколько раз попадал в опасные ситуации) вполне справлялся. Ветер с первых минут гонки резко добавил, что, конечно, скрасило наш досуг этим томным вечером. Моей программой минимум было никого не протаранить, программой максимум – чтобы не смыло экипаж с борта, поэтому когда мы осознали, что идем третьими, конечно, было приятно. Когда в итоге пришли вторыми (под конец второй гонки ветер внезапно скис до нуля, а мы на остатках ходов обошли вторую лодку, затем качнули, перекинули паруса и ушли еще дальше), стало еще приятнее. Итог вечера – серебряные медали.

regaty_tren_moskva (2)

За гонку несколько раз хорошо шквальнуло, один раз мы даже словили брочинг, причем я, разумеется, в ответственный момент не увалилась, а инстинктивно еще больше привелась. Привычка приводиться и травиться при сильных кренах на брочинге играет с нами злую шутку. Причем кричал же Паша – ували-ись!! И отработаны все действия на 470 и кате не раз. Но в такие моменты меня как будто заклинивает, завораживает, невеличка Beneteau Platu показалась гигантской и неуправляемой, руки не слушались. И если бы не сакральное «увались, б…ть!!!», полоскались бы наверно в воде. А вы говорите – неспортивное поведение… Меня, да и любого замешкавшегося, крепкое словцо выводит из транса. Бывает, что инструктор матерится через слово, и тогда эффект снижается, да и подташнивать начинает. Все должно быть в меру и к месту… Ну, что-то я увлеклась…

regaty_tren_moskva (8)

Погода этим вечером была крайне разнообразна – и шторм, и штиль, и солнце, и дождь, и радуга. Не хватало только снега. На финиш нас сопровождала утка с вереницей утят, а мы не могли пошевелиться, чтобы дать им печенья.

Одним словом – мне понравилось. И пример работы нашего шкипера-инструктора, его взаимодействия с командой, натолкнул через некоторое время на мысли о том, каким должен быть шкипер-инструктор. Какие его поступки работают на команду, какие – против нее. Что можно простить человеку, которому ты отдаешь свои немалые кровные за обучение, а что – нет. Но об этом – в следующий раз.

regaty_tren_moskva (6)

Путешествия на яхте – это интересно, никто не спорит. Но ничто не заменит мне накал страстей на короткой дистанции, ничто так не вдохновляет, как, сбросив офисные кандалы, окунуться в море экстрима и азарта четверговой гонки. Запись на регату >>.

Александра Мойзых